Доминион настольная. Обзор игры «Dominion

Вы — один из лордов могучего королевства, которое предстоит буквально вырвать из рук других претендентов. Доминион должен быть вашим и только вашим: для этого хороши все средства.

Крути до победы!

Технически игра выглядит со стороны как напряженный поединок на картах, наподобие классических коллекционных карточных игр. Основное отличие «Доминиона» в том, что внутри коробки уже есть все необходимые 500 карт: для игры вам придётся только брать из них нужные для текущего расклада и пробовать отыграть по-максимуму.

Что это за 500 карт?

  • 130 карт «денег»: 60 меди, 40 серебра и 30 золота;
  • 48 карт, ведущих к победе: 24 поместья, 12 герцогств, 12 провинций;
  • 252 карты королевства: по 10 воров, ведьм, библиотек, деревень, залов совета, лесорубов, мастерских, рвов, чиновников, ярмарок, шпионов и других зданий, людей или событий.
  • 30 карт проклятий;
  • 33 заместителя для создания случайного набора карт королевств для игры;
  • 7 пустых карт для того же.
  • В наборе 25 наборов карт королевства — и только 10 из них участвуют в одной партии. Это значит, что каждая битва за Доминион будет особой.

    Как играть?

  • Совершать действия на картах действий;
  • Покупать карты;
  • Расчищать стол перед следующим ходом.
  • По сути, нечто среднее между экономической стратегией и ресурс-менеджментом коллекционных карточных игр.

    Для кого эта игра?

  • Для любителей необычных и при этом качественных игр;
  • Для тех, кто ценит стратегический расчёт при некоторой доле случайности;
  • «Доминион» станет замечательным подарком для всех, кому нравится средневековая тематика.
  • А есть инструкция?

    Да. Кроме 500 карт в коробке вы найдёте полную русскую инструкцию, разделённую на 2 части: для подробного чтения и «шпаргалку» для опытных игроков, уже погрузившихся в битву за свой Доминион.


    «Ну и что ты расселся в кресле? Думаешь, если есть одна деревня и озерцо, в котором лягушки плавают, то это значит жить по-королевски? Вон соседнее королевство живёт припеваючи – провинции, сады, города, ярмарки каждую неделю. Вот тому королю живется замечательно. А ты дальше сиди в своей конуре. Или создавай Доминион, а то и я уйду — твой единственный советник, Дональд Ваккарино»

    Добрался я и до «папки» всего колодостроения, к игре под названием Dominion . Она вышла в 2008 году, явила на свет новую механику – deck building, завоевала кучу призов, разродилась кучей дополнений и обзавелась кучей последователей (сектой клонов свидетелей Колодостроения). Игрушечка уникальная получилась и противоречивая. На правое ухо одни люди будут шептать о том, какая эта игра классная, что имеет множество стратегий и вся такая мягкая и пушистая. А на левое злые языки нашепчут о том, какая она гадкая, противная, скучная, нудная, мутная и для очкариков. Что же делать, если мы сидим на заборе и не знаем, в какую сторону слезть – на ту, где Dominion любят, или на ту, где её заплевали? Надо определяться.

    Про Доминион написано немало. И обычные обзоры, и сравнения с другими колодостроительными играми, и описания разных стратегий. Не побоюсь сказать, что эта настолка за последние 4 года стала одной из самых громких. В чём же заключается эта популярность?

    В простоте и доступности механики. Кому бы ни показали игру – новичку или гику – все сразу въезжают в суть. И с каждой новой игрой у игрока появляется ощущение, что игра открывается ему всё время с разных сторон. Идеальной стратегии нету, у каждого она своя. И это цепляет.

    Доминион – игра карточная. В базовом издании вы найдете 500 карт и больше ничего (кроме, конечно, правил и органайзера). В отличие от Ascension , в правилах Доминиона чётко написано что к чему. Какие есть фазы, что может делать игрок в свой ход и когда этот ход заканчивается. Каждая карта подробно разобрана в правилах – запутаться сложно.

    Карты имеют понятные модификаторы (+1 покупка, +2 действия), либо текст, иногда очень объёмный. Каждая такая карта с текстом разобрана подробно в правилах.

    Но вот само оформление мне не нравится. Дизайн таких карт, как копейки и поместья, классные, а вот дизайн остальных карт какой-то очень простой. Сама коробка не располагает к себе, а уж правила… Будто бы сделаны в самом простом текстовом редакторе с примитивным оформлением. Само лого Доминиона мне не нравится. Ну и что мне делать с таким вот пренебрежением к игре?

    Ну не нравится мне

    Из-за этого я после покупки игры в неё не играл, наверное, полгода. Она у меня просто лежала на полке. Бывает и так. Я люблю яркие, красивые игры, они меня подкупают. Пускай даже игровой процесс будет занудным, зато какие классные фишки, карточки… =) Хотя немного лукавлю, конечно=) Если играть скучно, то никакие компоненты не спасут.

    А вот органайзер прекрасный

    Карты удобно раскладывать с линейкой-напоминалкой

    И вот как-то сказал я этой коробке на полке: «Ну ладно, надоело мне на тебя смотреть каждый день перед сном, придется мне тебя завтра расчехлить».

    Изучение игры начинается с правил. Я уже рассказывал о том, что они простые и классные. Их так легко пересказывать новичкам. Все игроки начинают с простой колоды, состоящей из 10 карт — 7 карт меди и 3 поместья (приносят 1 победной очко). Задача игрока – выиграть по победным очкам. Победные очки дают только зеленые карты – поместья, провинции, герцогства. С 7-ю картами меди (дают 1 копейку) в колоде сильно не разгонишься. Поэтому мы покупаем в свою колоду другие карточки. В каждой игре доступны только 10 видов карт из 25 возможных. Какие именно – решают сами игроки (либо выборочно, либо рандомно). Эти карты дают игрокам возможности/действия. Плюс игрок может купить карту копеек большим номиналом (2 копейки, 3 копейки).

    Самое ценное в игре

    В свой ход игрок может сделать:

    1) разыграть карту действия с руки;

    2) купить 1 карту со стола;

    3) сбросить оставшиеся карты с руки и набрать новые 5 карт.

    Так выглядит игровое поле

    Как мы видим, возможности у игроки небольшие. Вот поэтому он и покупает карты действий, которые ему позволяют набрать больше карт с колоды, сделать больше действий/покупок, либо выполнить уникальное действие, которое может не только вам помочь, но и насолить другим игрокам.

    Каждый игрок развивает свою стратегию. Может покупать карты копеек или «зеленые» карточки, которые приносят победные очки. А может сосредоточиться на картах, которые мешают играть оппонентам. Или делать микс из разных карт действий. В этом кроется столько возможностей, что вы себе не представляете. И ведь каждую игру доступные карты можно менять, а это значит, что будет меняться и наша стратегия. Плюс карты в руку приходят рандомно. «Зеленые» карты в руке только мешают, потому что они ничего не делают, кроме того, что в конце игры дадут победные очки.

    Когда заканчиваются «зеленые» карты, доступные для покупки, то заканчивается и игра. Либо же это происходит, когда истощаются 3 стопки карт действий на столе. После чего игроки подсчитывают победные очки.

    Вот тут хороший арт

    Сыграл действие/купил карту/сбросил руку/набрал новые 5 карт – элементарные правила, согласитесь. Многие говорят, что Ваккарино многое взял от Magic . Я не знаю, чем Доминион может напомнить Мэджик , пока в голову не пришла мысль, что это игра про составление колоды, как это обычно делается в любой ККИ. Только колоды без персонажей и в саму ККИ ты не играешь, а только собираешь колоду. Есть карты действий, есть карты, за которые разыгрываются карты действий. Обычно ведь в ККИ при подготовке деки игрок раскладывает все карты, которые ему доступны, выбирает самые подходящие карточки, которые образуют мощные комбо. Считается, сколько карт маны нужно, чтобы сильно не засорить ими колоду, но и не было недостатка ресурсов. Только в Доминионе этот выбор сделан в виде игры. Самого боя, как это есть в ККИ, тут нету.

    Стартовая рука

    Первые игры я проводил в виде дуэли, т.е. на 2 игрока. И как мне сильно понравились первые игры, так перестали радовать остальные. Почему???

    Что мне сразу понравилось:

    — покупай что хочешь. Полная свобода действий. Выпало в руке 3 копейки, а на покупку претендуют аж 4-5 карт, и какую из них купить? Эту, которая даёт +1 покупку и +1 действие? Или которая даёт 2 копейки и отбирает 2 карты у соперника? Пора ли уже покупать «зеленые» карты или еще купить парочку денежек?

    — у соперника может быть совсем другая стратегия. При одном и том же выборе карт на столе, можно выбрать кардинально другие способы достижения победы;

    — очень простые правила и предельно понятные действия карт. Запутаться в них сложно;

    — игра позволяет собирать умопмрачительные комбинации. Куча действий, куча покупок, куча дрова – как результат, много купленных «зеленых» карт за один ход, а это не может не радовать игрока.

    Почему игра перестала так радовать после десятка игр вдвоем:

    — порою играется довольно долго, иногда час и больше. Вот не знаю, почему так. Вроде и сильно не тормозишь, но пока сыграешь действия, пока выкупишь все карты, дающие победные очки… Пару раз было желание уменьшить количество карт в колоде;

    — как ни крути, а стратегия скупки только денег и «зеленых» карт довольно успешная. Её назвали silver test. Суть в чем: если у тебя 8 и более монет – покупай провинцию, если меньше 8, но больше 6 – покупай золото, если монет меньше 6 – покупай серебро. Я, еще не зная этого, частенько так и играл. Если соперники не знают, как играет такая стратегия, и сами по себе новички, то выиграть сильвер тестом не составляет труда. Зачем заморачиваться над картами, если противники берут всё подряд в руку?

    — как правило, играешь только 3-4-мя действиями. Все остальные карты совершенно не интересуют, так как только мусорят колоду. Получается эдакий мираж – вроде карты лежат, а ты их не замечаешь, потому что они не нужны;

    — как только колода наконец-таки начинает стабильно приносить в ход 8 и более монет, игра заканчивается. Как всегда на самом интересном месте;

    — взаимодействие в игре зависит только от количества «атакующих» карт на столе. Только одними атакующими картами играть неинтересно, а без них так скучно. Хочется чаще тормошить других игроков;

    — игра сухая. В воздухе витает необходимость собирать ресурсы и ставить миплы – вот такой себе еврогейм. Нету мяса, нету мощных атак, нету атмосферы.

    — победные очки приносят только «зеленые» карты. Можно набрать много карт, но без «зеленых» победа не светит.

    И я никак не мог понять, нравится ли мне Доминион или нет. Как мне писать статью, если еще не определился с игрой?

    А в это время в интернете таким как я писали – Доминион – это открытая книга, это открытая книга…

    А потом как-то сыграл в эту настолку втроём и вчетвером пару раз. И… Совершенно другие впечатления. В хорошем смысле этого слова. Интересно играть, когда все остальные игроки играют по-разному – тут уже не подстроишься под кого-то. Очень интересно наблюдать, как начинают работать чужие колоды неожиданно для тебя. Кажется, набрали кучу ерунды в колоду, а потом бах – и за ход забирают несколько герцогств. Как так?

    Надоели эти карты? Так замени их другими! Слишком добрые карты на выбор? Легко меняешь их на действия-атаки – и вот он хардкор. Если база кажется слишком простой, то вот вам целая куча дополнений. Автор игры регулярно снабжает фанатов новыми «наркотиками» в виде карт. Можно, конечно, говорить о том, что Доминион – это дойная корова, но уж больно вкусное молоко эта корова даёт.

    Итоги.

    Я не фанат Доминиона . Потому что эта сухая игра про перебирание карточек. Все 10 карточек будут доступны всю игру – никаких сюрпризов, ты просто методично наполняешь свой сброс теми картами, которые ты хочешь и можешь купить. Лично моё мнение, что лучше всего стараться покупать определенные 3-4 карты и не больше. Потому что остальные карты только замусорят колоду. А это значит, что из всех 10 доступных карт мне нужны только 3-4.

    Но я никогда не продам базовый Доминион , более того куплю дополнения. Потому что это одна из лучших игр с механикой колодостроения, к тому же она еще и первая такая. Игра спокойная, дома с семьёй можно поиграть, с женой, с подругой, с любым другим приятным человеком. Она не надоедает настолько, что смотреть не можешь. У неё есть похожий эффект, как и 7 Чудес , когда всякий раз на игротеке в неё интересно сыграть хотя бы раз. Игра умная – хватая все карты подряд легко проиграешь. И отлично подходит для людей, которых я хочу втянуть в настолки.

    Оценка: 7/10 (только за базу).

    Доброго времени суток, Ваше Превосходительство! Как и глубокие корни Ваших потомков, Вы правитель, единственный король небольшого милого царства в мире озер, ручьев и огромных зеленых лесов. Но если сравнивать Вас и Ваших потомков, Вы полны целей и наделены мечтами! Да, милое маленькое королевтсво это хорошо, но Вы же король, Вам уже необходимо что то побольше! Вам необходим ! Но чтобы объединить разрозненные земли, которые еще не представляют и не понимают, что под вашим уютным крылом им будет лучше, придется попотеть!

    Но возникла небольшая загвоздка. Данная мысль засела в умы и других правителей! И деваться некуда, за каждый кусок земли теперь придется воевать. Путь к победе это войско, хорошие и умные помощники и конечно же обеспечение казны. Не ожидайте, что вашими поступками будут гордиться родители, но мы точно знаем, что дедушка по линии отца точно оценит всю суть происходящего! Дерзайте!

    для каждого игрока будет являться колода карт. В нее входят ресурсы королевства, земли государства, различные действия. Начало будет не таким ярким, вы будете собирать различные ресурсы и тратить медные монеты. К концу игры же победителем выйдет самый богатый, самый умный, самый добрый и стратегически подкованный правитель!

    Чем больше у вас очков, тем вы ближе к созданию своего утопического королевства!

    Подготовка

    Начнем же наш обзор! Методом уступчивости или же жребием необходимо выбрать первого игрока. Далее будете двигаться по кругу и следующую игру будет начинать человек, сидящий слева от первопроходца.

    Набирается 7 меди и 3 медняка. Все это перемешивается и кладется на стол обратной стороной. Собственная колода участника готова, из нее необходимо набрать 5 карт.

    В настольной игре разыгрываются совсем не все карты. Те, которые остались лежать в коробке, будут называться резервом.Они раскладываются отдельно в каком нибудь месте игрового стола. Если присмотреться, то снизу на карте будет указан ее тип. Сброшенные карты называются свалкой.

    Игровой процесс

    Каждый свой ход игрок совершает 3 фазы:

    • Действия: можно разыграть карту действия
    • Приобретения: ну тут вы наверное догадались идет процесс покупки
    • Расчистка: после первых двух фаз происходит фаза сброса и набора 5 карт из колоды

    По завершению последней фазы ход уходит к следующему участнику.

    Действия

    Если у вас карты, на которой написано «Действие», то ее можно разыграть. В самом начале идет покупка за медные монеты различных карт, поэтому карт действий первые пару ходов вы у себя не увидите. Карта действия предполагает выполнение инструкций, которые на ней написаны. Пока все инструкции по карте выполняются, она находится в личной зоне участника, затем уходит в сброс. Более подробно можно прочитать в разделе Правила игры .

    Выпуски

    • Dominion (базовая версия)
    • Dominion. Seaside
    • Доминион. Интрига

    Для игры в мы выкладываем:

    • Три колоды карт сокровищ, золото, серебро и медь. Карт меди самое большое количество.
    • Три колоды карт побед, они зеленой расцветки.
    • Десять колод с картами действий.

    Суть игры. Золото необходимо для покупки карт, а карты победы необходимы для обеспечения выигрыша. Человек, у которого в конце игры больше всех карт победы, тот и побелил. Чтобы победить существует большое количество карт действий. Их 25, но для игры нужны 10. То есть каждую игру мы выбираем из общего числа карт действий 10 штук, это обеспечивает хорошую играбельность и разнообразие в . Игровой процесс постоянно строится по разному и каждый раз игра ощущается как будто по новому. Достаем 10 колод по 10 карт (в одной колоде 10 одинаковых карт) и выкладываем на стол. Существует карты действий атаки, реакции и др. Как пример, вор, шпион, ведьма — это карты атаки. Атака в это своего рода действие, когда мы претендуем на какие либо ценности других игроков, на их деньги, карты. Среди карт действий существуют карты ведьмы, если они присутствуют, мы должны положить в игру карты проклятья, их будут получать игроки, на которых ведьма наложила проклятье. По правилам, игра от 2 до 4 человек, если хотите увеличить количество игроков и сыграть в 6, необходимо будет купить дополнение и объединить две игры. Участникам выдается по 7 карт меди (в качестве примера возьмем игру на двоих) и по 3 карты поместий. Поместье с цифрой 1 — самая минимальная карта победы и приносит она одно очко. Получившиеся карты являются колодой игрока. Тщательно ее перетасовываем и кладем рубашкой вверх, далее набираем оттуда 5 карт. На картах внизу написана стоимость в монетах, чтобы их купить необходимо заплатить соответствующую сумму.

    Пример : У нас на руках выпало 3 меди и 2 поместья. Мы покупаем 1 карту сокровищ — серебро, так как она стоит 3 меди. Карты поместья необходимы только в конце при подсчете очков, поэтому мы их сбрасываем. Купленную карту серебра и 3 меди мы кладем в тот же сброс. Итого у нас получилась стопка карт, которые мы сможем разыграть, когда кончится вся наша колода.

    В ход оппонента у него выпало 5 меди, на них он покупает ведьму. Скидывает все это в свой сброс. Дальше ходит первый игрок, он берет оставшиеся 5 карт своей колоды. Там 4 меди и 1 поместье. Покупается снова серебро и карыт идут в сброс. Во время хода второго игрока тот вынимает оставшиеся 2 монеты и покупает на них поместье. Карты идут в сброс.

    Самый сложный момент настольной игры это перетасовка сброса и формирование собранной колоды. В новой колоде будут присутствовать ранее купленные карты, то есть покупая их мы обеспечиваем себе будущее на последующие ходы. Перетасовав карты мы снова набираем 5 штук.

    Пример : У нас попадается 4 меди и 1 серебро. Покупаем на них вора и сдаем все в сброс. У второго игрока аналогично попадаются только деньги, покупаем вора.

    Самое интересное в начинается тогда, когда нам на руку попадаются карты действий. За один ход можно делать одну покупку и одно действие.

    Пример : У второго игрока попадается ведьма, по правилам игры ведьм дает ему право взять из колоды две карты, а также она накладывает проклятье на каждого оппонента в виде карты проклятья. Мы берем карту проклятья. Что она дает, во первых — может попадаться в руке и мешать как ненужная карта, в в конце игры еще и убьет одно поместье. Наш ход. В руку попадается деревня, она дает право сыграть два действия за ход и набрать одну карту. Набираем карту, попадается вор. Карта вора говорит о том, что все остальные игроки раскрывают две верхние карты своей колоды. Если среди них оказываются карты сокровищ мы можем их забрать или выкинуть из игры. Далее покупаем ров. Он помогает защищаться от атак вора, для этого, во время атаки вора нужно будет просто его показать.

    В есть еще одна интересная карта — Тронный зал. Она позволяет сыграть карту действий из руки и умножает ее свойство на два, например деревня дала бы две карты и позволила бы выполнить 4 действия. Карты действий добавляют нам какое либо количество покупок, деньги, позволяют шпионить за противником, сбрасывать ненужные карты. Чем дороже карта, тем в последующем она лучше сыграет. Игра заканчивается, когда опустеют любые три колоды, либо закончится колода с большими поместьями, но вы можете придумать какието свои правила, или то, что будет определять ее окончание.

    Полные правила можно скачать .










    «Как и ваши родители, вы монарх. Правитель маленького симпатичного королевства - речки, леса и всё такое. Но, в отличие от родителей, у вас есть амбиции! Вы хотите королевство больше и симпатичнее - ещё речек, лесов, и всё такое. Вы хотите себе реальные владения ! И ведь вокруг полно “независимых” клочков земли, управляемых игрушечными “лордами”, а на деле погрязших в анархии. Ну как не принести туда цивилизацию, объединив их под своим флагом?

    Но что это?! Неужели идея настолько очевидна, что соседние монархи тоже до неё додумались? Придётся действовать на опережение: хватать ничейные земли и отгонять от них соперников. Обзаводиться приспешниками, начинать строительство, укреплять замок, набивать казну… Мда, пожалуй ваши родители не пришли бы от этого в восторг. Хотя, если копнуть историю, всё это вполне в духе ваших предков по материнской линии…»

    Такими словами открывается книга правил игры, о которой и пойдёт сегодня речь. «Доминион» был хитом Эссена-2008, и остаётся хитом сейчас: на данный момент седьмое место в рейтинге BGG при 12.5 тыс. проголосовавших. Список наград тоже весьма внушает; достаточно сказать, что в нём есть “Spiel des Jahres” и “Meeples Choice”.

    Итак, перед нами карточная игра на 2-4 человек, играемая в среднем 30-40 минут. Тематикой является построение как можно более сильного королевства, каковое представлено карточной колодой. И тут, прежде чем говорить дальше, нам придётся вспомнить два кита, на которых стоят коллекционные карточные игры (ККИ):

    • каждый игрок в соперничестве с оппонентом (-ами) оперирует своей собственной колодой ;
    • обзаведение картами и составление из них своей колоды является неотъемлемой частью образа жизни игрока.

    Казалось бы, при чём здесь это, ведь «Доминион» не является ККИ? На самом деле очень даже при чём. Дело в том, что он воспроизводит эти же два принципа в рамках игры традиционной .

    Разница с ККИ в том, что карты для своей колоды придётся добывать не в магазинах и обменах с другими игроками, а из «базы». Коробка содержит большое количество карт с разнообразными эффектами (всего 25 видов), и перед началом партии их них выбирается некоторое подмножество (конкретно 10). Каждый игрок получает минимальный «стартовый набор» (он одинаков у всех) - и вперёд! Расплачиваясь «денежными» картами из этого набора, можно купить себе в колоду карты из «базы», и затем пользоваться ими для дальнейшего развития колоды, а равно и для обзаведения картами победных очков.

    Всего имеется три вида карт:

    • Карты действий - позволяют что-то сделать или получить какую-то выгоду.
    • Карты денег - позволяют покупать себе в колоду новые карты.
    • Карты победных очков - приносят эти самые победные очки в конце игры. (На самом деле есть ещё карты проклятий, которые делают то же самое, но с обратным знаком, т.е. отнимают победные очки.)

    Бывают ещё комбинированные карты, которые совмещают в себе более одного типа, но таких сравнительно немного.

    Колоды игроков постоянно «прокручиваются»: сыгранные и уплаченные карты уходят в сброс, а когда колода заканчивается, сброс перемешивается и снова идёт в дело. Как и в ККИ, есть понятие «удалить из игры» (здесь это называется трэш-зоной).

    Каждый ход состоит из трёх фаз:

    • Действия. Здесь можно сыграть карту действия - по умолчанию только одну, но некоторые карты добавляют тут же сыграть ещё.
    • Покупки. Здесь можно купить себе в колоду карту из «базы» - опять же, по умолчанию только одну, но некоторые карты действий (играемые в предыдущую фазу) добавляют число покупок. Расплачиваться можно как картами сокровищ из руки, так и «виртуальными» бонусными деньгами, которые опять-таки предоставляются некоторыми картами действий из предыдущей фазы. Покупаемые карты кладутся в сброс.
    • Очистка. Выполнив действия двух предыдущих фаз, игрок сбрасывает остаток карт с руки и тут же берёт из своей колоды пять новых.

    Собственно, это и есть все правила! альное определяется играемыми картами действий. В качестве примера давайте рассмотрим три штуки (изображения карт взяты из посторонних источников - мой экземпляр игры ко мне ещё едет - так что не удивляйтесь некоторому различию цветов).

    (Spy ), будучи сыгранным, тут же даёт своему хозяину одну карту в руку из колоды и право сыграть ещё одну карту действия. Кроме того, после этого все игроки открывают верхние карты своих колод, и сыгравший Шпиона решает: оставить ли их там наверху, или тут же переложить в сброс. Такое действие, затрагивающее других игроков, считается атакой , о чём и написано внизу карты. (Есть карты, позволяющие отбивать или ослаблять чужие атаки.)

    (Village ), будучи сыгранной, тут же даёт своему хозяину одну карту в руку из колоды и право сыграть ещё две карты действий.

    (Workshop ), будучи сыгранной, даёт хозяину право бесплатно забрать себе в колоду любую карту из базы стоимостью до 4 включительно (например, того же Шпиона или ту же Деревню). Напомню, что после этого идёт фаза покупки, когда можно будет ещё чего-нибудь и купить.

    Я думаю, глядя на карту Шпиона, многие уже нашли ответ на висящий в воздухе вопрос: взаимодействие игроков в «Доминионе» есть . 🙂 Некоторые карты (тот же Шпион) позволяют пакостить другим параллельно с выгодой себе, некоторые эксклюзивно и сугубо пакостят, причём иногда очень гнусно. Число тех и других не столь уж мало.

    Игра заканчивается, когда выполняется одно из двух условий. Либо в «базе» истощилась стопка карт Провинций (эти карты самые ценные, каждая приносит 6 победных очков), либо истощились три любые стопки. Победителем является тот, кто набрал больше всех победных очков (в случае ничьей - тот, кому для этого понадобилось меньше ходов, т.е. всё определяется позицией последнего ходившего игрока по отношению к тому, чей ход открывал партию).

    Здесь может вполне логично прозвучать вопрос: а в чём, собственно, соль игры? Чем она так цепляет при столь нехитрых правилах?

    А изюминка в том же, в чём и в ККИ. 🙂 В играбельном балансе колоды. Сейчас поясню.

    В руке - пять карт на начало хода. И это, надо сказать, неслабое ограничение! Потому что:

    1. Надо собирать карты победных очков. Но они сыграют свою роль лишь в самом конце. А приходя на руку по ходу игры, будут лишь бесполезно занимать в ней место, сковывая действия.
    2. Надо иметь много денег для покупки ценных карт. Но упомянутая карта Провинции, к примеру, стоит 8 монет. А в начале игры в принципе нельзя иметь на руке более пяти (пять карт-“медяков” по одной монете, и то если повезёт). Значит, надо покупать деньги «в крупных купюрах», но… карта-“золотой” ценностью в три монеты при покупке стоит аж шесть! И даже после их покупки малоценная мелочь будет лезть в руку, опять-таки сковывая действия.
    3. Надо иметь мощные карты полезных действий. Но они и стоят дорого (см. п.2), и не факт, что придут в нужный момент. Значит, нужно иметь какие-то средства для их доставки в руку. Которые опять-таки являются мощными картами полезных действий - см. п.3. 🙂

    В общем, колоду надо строить с большим умом. Так ведь мало ж того - ей непосредственно по ходу построения ещё и играть надо! Да ещё, возможно, и как-то адаптироваться к действиям соперников, и к их пакостям! Так что изюминка есть, и преизрядная.

    Если понаблюдать за действиями опытных игроков, то это может очень впечатлить. Опытный игрок может построить колоду, которая за один ход «прокручивается» через руку полностью (а в такой колоде не нужно много денег: зачем их там много, если всё равно они все окажутся в руке?). Опытный игрок может щедро сливать в трэш деньги и победные очки, и при этом всё равно выигрывать (ибо в колоде останется чётко работающий механизм по добыванию куда более крупных денег и куда более победных очков). Это, конечно, зависит ещё и от состава «базы». В общем, тут не увидишь сам - не поймёшь…

    Ложка первая касается игровой легенды, и сейчас я опять помяну «Race for the Galaxy» . Дело вот в чём. Некоторые игравшие в «Галактику» отмечают, что у них не создаётся в голове ассоциации игровой механики и заявленной темы (построение галактического государства). Дескать, карты и их действия привязаны к тематике неубедительно.

    Ну так вот. Если это про вас, то «Доминион» вам покажется притянутым к своей тематике вообще за уши. 🙂 «Галактика» по сравнению с ним - вершина логики и строгих ассоциаций. 🙂

    Вполне достаточно даже и тех карт, что были приведены выше для примера. Шпион, допустим, вполне логичен. А Деревня?! Почему именно так - «плюс одна карта, плюс два действия»? Какая тут связь с деревенским названием? (замечу, что «плюс две карты, плюс одно действие» - это будет Лаборатория . А «плюс две монеты, плюс одна покупка» - почему-то оруб ). Или вот Мастерская. С помощью этой карты можно нахаляву получить в колоду карту Округа (Estate , одно победное очко, стоимость две монеты). Как, скажите мне, мастерская обеспечивает территориальное расширение королевства?! 🙂 И таких примеров можно привести много.

    Ложка вторая становится очевидной, если открыть игровую коробку и посмотреть внутрь. Там содержится ровным счётом 500 карт - не больше и не меньше! И карты разных типов не следует мешать между собой (иначе подготовка к каждой партии займёт уйму времени, мало не покажется).

    Отсюда, с одной стороны, следует такой вот «лоточный» способ хранения, как вы видите на снимке справа. Разумно и сравнительно удобно с практической точки зрения, но места занимает очень много. В галерее на BGG можно увидеть, как извращается народ с целью минимизации объёма - особо популярны картотечные ящички с подписанными разделителями. 🙂

    С другой стороны, отсюда недвусмысленно следует негласное правило игры: сгоняли партейку - извольте аккуратно разложить все использованные карты по стопочкам для удобства будущих партий! А потом выберите из коробки стопочки для новой партии, да (возможно) отсчитайте из них карты по количеству игроков, да разложите на столе по возрастанию стоимости… Времени уходит довольно-таки не мало, особенно в сравнении с достаточно быстрыми партиями…

    С третьей стороны - а купите-ка 500 протекторов! И оденьте в них карты! А это очень рекомендуется, ибо карты гуляют по рукам и по столу чрезвычайно интенсивно. Хорошо хоть то, что (по отзывам) защищённые карты продолжают умещаться в коробку, хотя и с некоторыми ухищрениями.

    А теперь давайте итожить, по уже привычной и отработанной схеме.

    Достоинства игры :

    • Очень интересная механика, этакая вариация на тему ККИ, но без постоянной траты денег на развитие колоды. Широкое разнообразие возможных стратегий в зависимости от подобравшегося в «базу» состава карт. (Комбинаторика подсказывает, что выбрать 10 карт из 25 можно 3268760 способами. Причём далеко не факт, что в рамках каждого существует единственная оптимальная стратегия, а даже если и так, то её ещё нужно найти…)
    • Никто не заставляет выбирать карты «базы» случайно. Вы можете сделать это, исходя из своих игровых предпочтений. Хотите интенсивных пакостей в манчкинском духе - включите побольше карт с атаками. Хотите чистое состязание с полным отсутствием помех - делайте с точностью до наоборот. Для обучения новичков можно взять набор, исключающий особо изощрённые взаимодействия и эффекты, и т.д. Несколько возможных вариантов приведены в правилах. Это, кстати, очень удобно и для проведения турниров.
    • Отличная масштабируемость. «Доминион» великолепно играется любым составом игроков из заявленных издателем 2-4. Для тренировки (или проверки стратегии) вполне возможно гонять колоду в одиночку.

    Недостатки игры :

    • Форм-фактор со всеми вытекающими последствиями: неудобство хранения/переноски, манипуляции между партиями, потребность в большом количестве протекторов. Подробное обсуждение выше.
    • Довольно слабая привязка игровой механики к легенде. (Не стоит дарить игру любителям фэнтези только из-за тематики.) Подробности опять же выше.
    • При некоторых раскладах «базы» может появляться очень большой даунтайм (время ожидания хода). Прокрутка колоды из двух-трёх десятков карт, к примеру, занимает изрядное время - в течение которого другим игрокам остаётся лишь ждать. Если играет больше двух человек, то это может быть весьма занудно. Отчасти лечится возможностью подбора «базы» под ситуацию (см. в достоинствах).

    Неоднозначные особенности игры :

    • При том, что правила очень простые, практическое освоение игры займёт немалое время. Тут нужен реальный опыт. Так что «Доминион» - это игра для тех, кто готов учиться и умеет это делать. Пока вас не порвут с десяток-другой раз опытные игроки, вы просто не прочувствуете, в чём особенность и сила тех или иных карт, и как их можно применять с наибольшей пользой. Вы согласны с тем, чтобы вас рвали в процессе обучения? 🙂 Решайте для себя сами.

    Ну, и под занавес ещё несколько замечаний.

    Во-первых, в «Доминион» можно отлично поиграть онлайн (против живых соперников) на BrettspielWelt. Там даже реализованы дополнения к игре - правда частично, но всё равно заметно усиливает интерес. А можно поиграть и против компьютера, о чём я писал совсем недавно . Правда, этот компьютерный партнёр весьма слаб, но в качестве начального обучения и для базовой тренировки пойдёт.

    Во-вторых, сейчас идёт разработка официального компьютерного варианта игры. И не знаю, кто как, а я на него не пожалею денег, когда выйдет.

    В-третьих, буквально на днях «СМАРТ» объявил о грядущей локализации «Доминиона» в России. Обещают уже осенью 2010… правда, до сих пор они крайне редко выдерживали заявленные сроки. Мой прогноз - вряд ли раньше Нового года. 🙂 Если кто не понял, это и есть та весомая причина, о которой говорилось в начале обзора . 🙂

    Ну и в-четвёртых, последних. Любопытно, что за последнее время появилось множество вспомогательных «Доминион»-программ для мобильных телефонов и КПК. Назначение - генерация набора «базы» по заданным условиям. Например, какие именно дополнения использовать. Или чтобы в «базу» вошли карты всех доступных стоимостей. Или чтобы на карты атак обязательно вошли «противоядия», и т.п. Понятно, что это недвусмысленно говорит о росте интереса к игре.