Что значит когда оценивают фотки в. Как оценить свои фотографии

Любой новичок, отщелкав какое-то количество кадров, задается вопросом: А хороши ли фотографии, сделанные мною или нет?!

В поисках ответа чайник обращается на сайты и группы Вконтакте, с просьбой покритиковать фото и указать недостатки. Говорить про то, что наш герой свято верит в шедевральность своих творений не приходится вообще.

И когда критики обрушиваются на него, то мир нашего новичка начинает трещать по швам и расползаться на глазах.

Я состою в нескольких пабликах и являюсь достаточно злобным критиком, который регулярно раздает достаточно жесткие отзывы чужим фотографиям, отчего начинающий фотограф начинают фрустрировать и бегут жаловаться на меня местной администрации.

Однако, подобной фрустрации любой начинающий может избежать, если будет честен сам с собой и самостоятельно оценит свою фотографию, окинув ее непредвзятым взглядом. Итак, поговорим о том, как можно и нужно оценивать свои фотографии самостоятельно.

В целом же, спустя несколько лет занятий фотографией, могу заметить, что не умея самостоятельно и самокритично оценивать свои фотографии, стать хорошим фотографом не получиться в принципе.

Как оценить свои фотографии самостоятельно и подвергнуть их собственной критике?!

Как-то я уже указывал на то, что качество любой фотографии можно рассматривать в двух плоскостях: в технической и художественной.

Наиболее легко и удобно оценивать собственные фотографии в технической плоскости. Достаточно проверить фотографию на:

  • Засветы/ пересветы / блики / "зайцы"
  • Провалы в тенях
  • Экспозицию, в целом
  • Линию горизонта / горизонтали и вертикали в кадре
  • Количество цифрового шума
  • Недостаток / излишек контрастности
  • Правильное построение кадра / композиция

В художественном же плане, все гораздо сложнее. Нужно честно ответить на несколько основных вопросов:

  • Что за чувства вызывает эта фотография!?
  • Вызывает она хоть какие-то эмоции у меня?!
  • Есть ли на фотографии баланс между предметами, объектами и планами?!
  • Есть ли посторонние объекты или предметы, столь ненужные этой фотографии?!

И вот когда вы будете уверены, что в техническом плане с вашей фотографией все в порядке, как и в художественном, то можно смело выкладывать "на критику" уже в социальные сети или на специализированные сайты.

Правда, я должен сразу предупредить, комментариев много не будет, ибо с технической стороны не придраться, а с художественной это уже, возможно, ваше видение нашей суровой действительности. Количество же лайков будет сильно зависеть от популярности и проходимости конкретного паблика, что приводит к мысли о том, что их количество не может служить каким-либо определяющим фактором.

Я советую не обращать внимание на количество лайков, ибо один полноценный развернутый комментарий, неважно положительный или отрицательный, окажет гораздо большее влияние на ваше развитие в фотографии, чем куча безымянных лайков от не пойми кого, с не пойми каким вкусом.

Достаточно только прислушаться к этому комментарию и трезво оценить, что именно человек хотел вам сказать. В конечном итоге, это именно тот зритель ваших фотографий, ради которого вы и фотографировали вообще.

Да, и я знаю, что вы про это не задумывались.

В этой статье, я хочу написать о трех критериях качественной фотографии . Ведь, если Вы купили зеркалку, а тем более посетили , то Вы хотите научиться фотографировать , а фотографии Ваши должны, естественно, быть качественными, не так ли?

Итак, приступим к делу.

Резкость превыше всего

Но, это совсем не означает что вся фотография должна быть резкая, нет, это не так. А как же всеми любимое боке тогда? Смысловой центр снимка должен быть резок!

Например, в портрете это – глаза. Все остальное может быть и размытым.

Губительные пересветы

У меня есть для Вас очень ценный совет: лучше сделать фотографию более темной, чем светлой. В темной фотографии еще можно вытянуть тени, а фотографию с пересветом, очень тяжело исправить. Особенно если Вы «убили» небо. Так же, старайтесь не делать «солнечные пятна» на своей модели. Так как большой контраст с тенями получается.

Композиция

Вы должны предусмотреть ВСЕ, все что будет у Вас на снимке. Ведь даже маленькая деталь, и снимок испорчен. Например, часто «любят» портить фотографии – ЛЭП. Или же вторая грубая ошибка – обрезание конечностей. Вы фотограф, а не хирург.

Но, если с пересветом бороться трудно, то тут еще фотографии можно спасти.

Свои фотографии нужно уметь оценивать самостоятельно.

Профессионалы профессионалам рознь. В фотографии нет универсальных объективных критериев оценки, поэтому важна не столько даже сама оценка, сколько то, кто оценивает. Один и тот же снимок разные публики оценивают по-разному. Так, известный снимок Андреаса Гурски "Rhein II" () скорее всего сдержанно встретили на и не только там, что не мешает этой фотографии быть самой дорогой в мире. Я видел, как на каком-то форуме фотографов критиковали знаменитые (и, безусловно, хорошие) снимки Картье-Брессона. Стоит ли доверять таким оценкам?

Фотографию нельзя адекватно оценить, не зная, для чего она сделана и почему сделана именно так. Тут два нюанса.

Первый состоит в том, что фотография всегда тяготеет к какой-то эстетике, в каждой из которых изображение строят и воспринимают по своим принципам. Грубо говоря, это эстетика Ренессанса, Барокко, импрессионизма и современного искусства. В основе эстетики Ренессанса - фигуративный шифр («белая роза - эмблема печали»), литературная составляющая, фотография в такой эстетике о чём-то говорит. В основе эстетики Барокко - движение, размытость контуров, туман, перспектива, динамика - всё то, что мы обычно любим в картинках. В основе эстетики импрессионизма лежит хроматический контраст. В эстетике современного искусства основа всего - идея, которую зритель читает сам, а художник и изображение вообще вторичны.

Второй нюанс - если фотография прикладная (свадебная, рекламная, репортаж и т.п.), то важно, как решена задача. Эстетика тут вторична. Например, по этой ссылке () две фотографии из трёх скорее плохие, хотя с виду выглядят круто. А вот так () выглядит крутая и очень профессиональная свадебная съёмка. На первый взгляд выглядит заурядно, но присмотритесь: все снимки хорошие и по делу, нигде нет технических косяков, всё выдержано в едином изобразительном ключе, складывается цельное впечатление о происходящем, фотограф ни в чём не выпендривается, 127 снимков не успевают надоесть.

Так вот, как оценить свои фотографии? Проще всего зафрендить в фейсбуке десятка два авторитетных лично для вас профессионалов, работающих с изображениями - будь то фотографы, искусствоведы, киношники, художники и т.п.: если хотя бы один поставит лайк или что-нибудь прокомментирует, значит, снимок стоит отложить и пересмотреть его через полгода. Второй критерий - если на снимок за несколько дней отреагировали десятки шапочно знакомых людей.

Второй способ - зарегистрироваться на . Первый ресурс более попсовый, но если снимок попал в Editor"s choice - это хорошо. Если он стал там просто популярным - это неплохо. Если не попал и не стал - равновероятно снимок так себе либо просто не повезло.

Анализ - от греч. analysis - разложение, расчленение, процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета или отношений между предметами на части; Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин "Анализ" часто служит синонимом исследования вообще как в естественных, так и в общественных науках.

В лекции “Хорошая и плохая фотография” мы уже касались вопроса критериев оценки фотоизображения. Сейчас пришло время поговорить об этом более подробно. Умение анализировать и беспристрастно оценивать свои и чужие фотографии - это одно из важнейших профессиональных качеств фотографа. Будучи первым и, в идеале, самым строгим критиком собственных работ, фотограф должен представить на суд зрителя фотографии, не только совершенные в техническом плане, но и эмоционально яркие, наиболее соответствующие конкретной ситуации. Совершенно очевидно, что для качественного выполнения такой непростой работы нужны определенные знания, умения и навыки. Более того, анализ фотографии развивает фотографическое мышление и способствует росту мастерства, поскольку анализ и синтез это, «две стороны одной медали». Ну и конечно, важно понимать, что целое это, практически всегда, не просто сумма частей, а некое количество взаимоувязанных элементов, в совокупности рождающих новое качество. Именно это качество и отличает настоящую фотографию от простого фотоснимка. Занимаясь анализом фотографического изображения, мы будем рассматривать разные части и стороны изображения, но особенно тщательно - оценивать, то самое качество, которое присуще именно целому - настоящей фотографии.

Теперь о главном - предварительный анализ . Бессмысленно анализировать фотографию просто так, то есть в отрыве от цели ее создания и назначения! Попробуйте ответить на вопрос - что лучше - автобус, грузовик, легковой автомобиль или мотоцикл? Тут же возникает встречный вопрос - для чего? Надо сказать, совершенно правильно возникает. С музыкальным или литературным произведением ситуация аналогичная - можно сравнивать песню со скрипичным концертом, либо эссе с детективом, но пытаться определить, что лучше, в отрыве от контекста и, извините, от конкретного потребителя - совершенно бессмысленно. В полной мере это относится и к фотографии - глупо и дико говорить о достоинствах или недостатках, предварительно не определившись с позиционированием. Отсюда следует простой вывод: чтобы анализ фотографии имел смысл, нужно обязательно соотносить результат с целью его получения.

Воспользуемся самой простой, интуитивно понятной, классификацией по традиционной рыночной схеме - ответим на вопросы:

Для кого,

Для кого?

Ответ на этот вопрос многое определяет. Для начала, отделим общее от частного, то есть фотографии, сделанные для узкого круга друзей или родственников от фотографий для широкой зрительской аудитории. В общем смысле, это деление зрителей на тех, кто «в теме» и тех, кто не знаком с контекстом изображенного на фотографии. Согласитесь, фотография внука, для дедушки с бабушкой, гораздо интереснее самых качественных, абстрактных фотошедевров. Фото как документальное средство, в узкосемейном смысле имеет полное право на жизнь. Более того, абсолютное большинство фотографий делается именно как «фото на память». Конечно же, хорошо когда в семейном альбоме или на стене жилища присутствуют профессиональные снимки, сделанные с высоким качеством, композиционно выверенные и интересные по содержанию. Однако, важнее другое - решающее значение имеет сам факт отражения, известных узкому кругу персонажей, в важных жизненных ситуациях и, конечно то, насколько эти персонажи нравятся «себе любимым». Увлекаясь высокохудожественными, творческими изысканиями, не забывайте о своих близких, чтобы не получился «сапожник без сапог». Близкие люди самая благодарная аудитория.

С фотографиями «на заказ» несколько другая ситуация, они могут предназначаться и для узкого круга и для широкой аудитории. Как правило, выполняя такую работу, нелишне уточнить - для кого делаются фотографии? Главная задача, в этом случае, обеспечить максимальное соответствие требованиям и ожиданиям заказчика, причем, всегда с высочайшим техническим качеством. Зачастую, на то чтобы понять чего хочет клиент, уходит сил и времени больше, чем на выполнение самой работы, но иначе никак нельзя.

Переходим к самому интересному - творчество и самовыражение. Часто фотолюбители говорят о том, что они снимают исключительно для себя - это самообман или лукавство. Всякому творцу нужна аудитория и признание этой аудитории! Значит, занимаясь творчеством, фотограф работает на незнакомую ему аудиторию, которую стремится «завоевать», заинтересовать своими мыслями и фото-образами. Отсюда основное требование - фотографии должны быть привлекательны, интересны и содержательно понятны широкому кругу незнакомых людей. Такие фотографии должны «цеплять» своей формой и содержанием людей оторванных от контекста изображения.

О чем?

На эту тему мы уже неоднократно говорили, поэтому не станем особенно углубляться. Однако, обратим ваше внимание на то, что идея и содержание фотографии должны соответствовать аудитории, месту и времени. Для анализа фотографии по этому критерию, как ни странно, удобно использовать жанровую классификацию: репортаж, пейзаж, макро, монокль, натюрморт, эротика, портрет… Коль уж так сложилось, что форма задает весьма определенные рамки содержания, будем этим пользоваться. Определив жанр, мы в значительной степени даем ответ на вопрос о чем фотография. Понятно, что жанры могут смешиваться, например, фото обнаженной девушки купающейся на фоне морского пейзажа, в закатных лучах, будет относиться и к эротике, и к пейзажу. Также точно и ответ на вопрос «о чем?» будет смешанным - о красоте женского тела и величии природы, о гармонии и скоротечности бытия…

Зачем?

Где и как будут представлены фотографии? Еще два дополнительных вопроса, которые имеют значение на этапе предварительного анализа, но они больше относятся к стадии обработки и подготовки фотографии к печати. Да простят нас сторонники так называемой «чистой фотографии», но допечатная обработка, подготовка к печати и сама печать имеют очень большое значение. Все мы знаем, что с одного и того же негатива можно отпечатать весьма разные фотографии. Не случайно наибольшую ценность имею именно винтажи - фото-отпечатки выполненные лично автором, то есть в полной мере отвечающие авторскому видению. Цифровизация внесла свой вклад, и теперь с одного и того же цифрового негатива, на разных, хорошо откалиброванных фотопринтерах, можно получать совершенно идентичные отпечатки. Более того, процесс стал контролируемым - на экране монитора можно увидеть почти то же самое, что получится на отпечатке. Вопросу подготовки изображения к печати у нас будет посвящен целый курс, поэтому сейчас, мы ограничимся простым замечанием - правильная обработка фотографии может кардинально улучшить ее восприятие зрителем. В не меньшей степени нужно учитывать формат и способ отображения. Есть фотографии, которые хороши в любом формате без изменений, но в большинстве случаев, приходится несколько менять контраст и насыщенность изображения. Некоторые фотографии смотрятся только в большом формате, а иные, например панорамы - совершенно не полиграфичны. С некоторой долей условности, можно классифицировать форматы и размещение следующим образом:

1. фотоотпечатки малого формата (10х15 см и менее) - в фотоальбоме
2. фотографии экранного разрешения - для показа в электронном виде
3. журнальный формат (А3-А4) - для полиграфии
4. галерейный формат (А2-А3) - для выставочной экспозиции или в интерьере
5. широкоформатная печать высокого разрешения - для выставочной экспозиции или в интерьере
6. баннерная печать низкого разрешения (наружная реклама)

Кроме размеров, имеет значение так же субстрат, то есть, то, на чём напечатан окончательный результат. Галереи, например, до сих пор не очень охотно берут цифровые отпечатки, поэтому большинство чёрно-белых фотографий в галереях напечатаны традиционным способом: фотоувеличителем на галогенсеребрянной фотобумаге. Фотографии, предназначенные для типографской печати, требуют специальной подготовки, учитывающей специфику процесса типографского цветоделения и растровой печати. Электронное представление накладывает на фотографию дополнительные требования по совместимости и четкости - изображение должно выглядеть одинаково хорошо на любом мониторе (лучше, конечно, на правильно откалиброванном).

Перейдем, наконец, непосредственно к анализу фотографии. Выделим четыре вида:

Технический анализ,

Эмоциональный анализ,

Семантический анализ,

Композиционный анализ.

ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Этот вид анализа наиболее объективен. Как бы вы не были эмоционально привязаны к снятому Вами портрету, если глаза на нём нерезкие, убедить себя и окружающих в обратном не получится. Существует достаточно устойчивый набор критериев технического качества, которому изображение должно удовлетворять: резкость/нерезкость, экспозиция, (яркость, контрастность, провалы, пересветы), цветовой баланс, насыщенность, детализация.

Резкость - первый критерий технического качества, вернее, баланс резкости и нерезкости в кадре. Рассмотрим основные причины нерезкости.

1. Точность фокусировки: на фотографии всегда есть элементы, представляющие особую важность. Они, как правило, должны быть резкими. Если Вы видите, что резкость не там, где надо, а рядом, перед Вами брак.
2. Правильный выбор глубины резкости: малая глубина резкости - это красивый художественный приём, но с ним нужно обращаться осторожно. Например, если на двойном портрете одно лицо в резкости, а другое слегка расплывчато - это брак.
3. “Шевелёнка” она же «смаз» - эти задорные словечки настолько прочно вошли в лексикон фотографов, что давно перешли в разряд терминов. Шевелёнка это смазывание в результате движения в момент экспозиции. Двигаться могут фотографируемые объекты, фотоаппарат, либо и то, и другое одновременно. Разумеется, чем длиннее выдержка, тем больше вероятности получить смазанную фотографию. Смаз, как и небольшая глубина резкости, может быть эффективным художественным приёмом, но, чаще всего, его наличие - плохие новости для фотографа.
4. Масштаб изображения: бывает так, что контрольный отпечаток размером 9х12 см выглядят вполне сносно, но стоит увеличить фотографию до размеров журнального листа, как оказывается, что резкости явно не хватает. Чем больше масштаб изображения, тем строже требования к резкости исходного негатива, слайда, или цифрового файла, потому что резкость определяется четкостью разделения тонов разной плотности. На маленьком изображении, линия может казаться вполне резкой, но, при увеличении, становится видно, что это не чёткая граница между чёрным и белым, а серая полоса, в которой тон меняется градиентно от черного к белому.

Фото 1.

Рассмотрим следующий пример (Фото 1):

Перед Вами технически сложная и достаточно профессионально выполненная фотография. По большинству технических критериев, она почти безукоризненна, за исключением резкости. Посмотрите внимательно на циферблат: сегмент от восьми до четырех часов идеально резок, но цифры V, VI и VII слегка расплывчаты. В принципе, резкости там вполне достаточно для печати на четверть страницы, но для полностраничной рекламы эта фотография непригодна. В данном случае, проблема возникла из-за недостаточной глубины резкости, что при таком увеличении не редкость.

Фото 2. «Старый добрый спорткар». NIKON D70s, 1/60s, f/18, 138 мм»

В этом примере «Старый добрый спорткар» вы видите смазывание, не только допустимое, но и полезное. В результате съемки «с проводкой» движущийся автомобиль получился резким, а неподвижная часть изображения - смазана. Такой прием создает иллюзию движения, скорости.

Экспозиция - второй критерий технического качества. Идеально экспонированный кадр передаёт максимальный тональный диапазон, то есть, детали зарегистрированы как в тенях, так и в светах. Кроме этого, тональное наполнение узнаваемых объектов выглядит естественным, то есть, белое выглядит белым, черное - черным, загорелая кожа - загорелой, а каштановые волосы не светлее и не темнее, чем в жизни. В традиционной фотографии, определение правильности экспозиции отпечатка было делом достаточно субьективным, поскольку способность различать детали в тенях и светах зависит от остроты зрения. Цифровая же фотография даёт возможность объективной оценки экспозиции при помощи гистограммы, представляющей распределение тонов изображения. Этого вопроса мы уже касались в материалах вводного курса и знаем, что понимание основных характеристик гистограммы необходимо для оценки правильности экспозиции.

Бывает так, что световые условия не позволяют запечатлеть все детали. Это происходит в том случае, если освещение слишком контрастно, и нет возможности его модифицировать. В таком случае, кадр экспонируется по теням, либо по светам, в зависимости от того, какой частью тонального спектра можно пожертвовать. В этом случае, отсутствие деталей в одной из частей гистограммы не будет техническим браком. Следует отличать контрастность освещения от контраста фотографии. Контраст отпечатка зависит не только от условий освещения, но и от способа допечатной подготовки, выбора фотоматериалов, режима проявления. Если фотография слишком контрастна, она бедна деталями (что иногда может быть сделано преднамеренно), а если контраст низок, то отпечаток кажется “вялым”, невыразительным.

Даже если резкость и экспозиция безошибочны, есть две причины, по которым фотография может оказаться технически несостоятельной: характер свето-теневого рисунка и композиция. Тема композиции настолько объёмна, что ей будет посвящен отдельный курс, а элементы анализа свето-теневого рисунка мы обсудим.

Характер свето-теневого рисунка это глубина и объемность изображения, иначе говоря - способность создавать иллюзию трёхмерности. Вернёмся к часам на Рис. 1. Обратите внимание на то, как освещено левое верхнее ушко оправы. В отличии от остальных трёх, оно кажется совершенно плоским, лишенным объёма. Произошло это потому, что свет отразился от плоскости точно в объектив - получился практически блик.

Кроме того, следует обращать внимание на то, насколько уместна степень жесткости освещения, реализованная в данном изображении. Жесткий свет, сам по себе, не может быть техническим браком, но его применение чаще ведёт к ошибкам, чем в случае мягкого света, потому что с ним гораздо сложнее обращаться. Например, на Фото 3, неправильная постановка жесткого рисующего источника привела к двум серьёзным проблемам: левый глаз оказался в тени, и тень от носа пересекла губы.

В принципе, нельзя сказать, что это стопроцентно недопустимо, но в данной ситуации, результат был бы гораздо лучше, если бы источник света был расположен значительно ниже. Кроме того, из-за слишком высокого контраста, кожа на кистях рук, на лбу и под глазами практически выбелена. Как Вы можете обратить внимание, фотографии не достаёт резкости, но, при таком размере изображения, это заметно только при внимательном рассмотрении, в то время, как ошибки в освещении бросаются в глаза, независимо от формата.

Цветовой баланс и насыщенность это цветовые характеристики, влияющие на восприятие фотографии. В пленочной фотографии нужно было аккуратно использовать пленки для дневного света и для искусственного освещения, но даже при этом, в процессе печати применялась цветокоррекция, для обеспечения естественности оттенков. У разных производителей фотопленки были свои особенности - Кодак желтил, Фуджи зеленила, а Коника придавала синеватый оттенок. Наверное поэтому, в портрете был наиболее популярен Кодак. Цифровая фотография позволила в процессе съемки менять баланс белого, подстраиваясь под спектральную составляющую светового потока конкретных условий. Более того, любой фоторедактор позволяет изменить цветовой баланс и насыщенность цвета в фотографии. Этим нужно правильно пользоваться. Сравните фотографии - «Дождливый закат» (Фото 4) и «Baloon Fiesta» (Фото 5) - совершенно очевидно, что цветовой баланс и насыщенность здесь оправданно различаются.

Фото 4. «Дождливый закат». Canon EOS 5D, Canon EF 28-300 f/3.5-5.6 L IS USM

Фото 5. «Baloon Fiesta». Canon EOS 5D, Canon EF 28-300 f/3.5-5.6 L IS USM

Наконец последний пункт - детализация - она же микро-резкость и зернистость, а в цифровой фотографии - шумы. Бытует мнение, что высокая детализация и отсутствие зерна, или шумов - это непреложные критерии качества изображения. На самом деле, не всё так просто. Например, в классической пейзажной фотографии, в съёмке архитектуры, или в криминалистике, детализация чрезвычайно важна, а в женском портрете она, как правило, нежелательна. Поэтому фотографы-портретисты нередко прибегают к разным хитростям и уловкам, позволяющим избавиться от таких неприятностей, как поры, пигментные пятна и мелкие шрамы. В некоторых видах художественной фотографии от чёткого изображения вообще стараются уйти, чтобы перенести основную эмоциональную нагрузку на тональность и свето-теневой рисунок. Поэтому, оценивая детализацию и “чистоту” (отсутствие шума), нужно принимать во внимание, какую задачу ставил перед собой фотограф. При этом, важно помнить, что острота зрения у всех разная, но ориентироваться нужно на «островидящих», значит, если у фотографа зрение не стопроцентное, стоит надеть очки.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

«Жизнь подражает Искусству в гораздо большей степени, чем Искусство подражает Жизни.»
Оскар Уайльд

Анализируя смысловое содержание снимка, задайте себе вопрос - “Что автор хотел сказать?” - а потом, - “а получилось ли?” Хочу напомнить, что хорошая фотография обязательно оперирует общими понятиями: портретист изображает не глаза, а взгляд, пейзажист показывает не восход, а свежесть раннего утра, и т.д. Важно, что неопределённость, или многозначность сюжета не является недостатком. Предлагая различные интерпретации, автор даёт возможность каждому зрителю додумать сюжет по-своему. При этом, содержание должно быть настолько очевидным, чтобы зритель не потерял интереса в процессе “разгадывания” скрытого смысла, но не настолько прямолинейным, чтобы это не выглядело так, будто автор снисходительно упрощает повествование, потому что зритель не в состоянии осилить более интеллектуальную форму изложения. То же самое можно сказать и по поводу подачи материала: чрезмерная простота грозит примитивностью, а вычурность - заумью. Фотография на Рис. 5 - пример эффективного использования лаконичной подачи в раскрытии довольно сложной темы, допускающей несколько различных трактовок.

Семантический анализ наиболее тесно связан с предварительным анализом, поскольку речь идет о содержании, нужно снова вернуться к вопросу - на кого это самое содержание ориентировано. Важно понять насколько изображение апеллирует к общепонятным, общечеловеческим ценностям. Иногда полезно показать фото разным людям и спросить что они видят, какие ассоциации рождаются, какие чувства будит фотография. Задавайте и конкретные вопросы: о чем фото, что главное в кадре, какие отношения между элементами изображения, насколько оно уравновешено и устойчиво. Если из десяти зрителей, хотя бы пять ответили одинаково, значит фотография будет понятна широкой аудитории.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

«На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя.»
Оскар Уайльд

Из всех видов анализа, эмоциональный, пожалуй, самый важный. При этом, он наименее формализуем и наиболее субъективен. Эмоциональное восприятие практически моментально, поэтому часто, даже не всматриваясь в изображение, мы уже формируем первоначальное мнение о нём. Критерии очень просты: нравится, не нравится, оставляет равнодушным. Последний, пожалуй, самый неблагоприятный. Если фотография не трогает, то она не запоминается, у зрителя не возникает желания к ней вернуться. С другой стороны, если фотография активно не нравится, стоит разобраться, плохо ли это. Здесь имеет смысл воспользоваться критерием уместности. Когда негативная эмоциональная окраска изображения способствует правильной интерпретации семантического (смыслового) компонента, её можно считать вполне приемлемой. На этом этапе, нет смысла задумываться, почему изображение вызывает те, или иные эмоции. Главное - это прислушаться к своим ощущениям, попытаться понять, изменила ли фотография Ваше настроение и уместно ли это изменение содержанию и авторскому замыслу. Подсознательное ощущение того, что в фотографии всё “сложилось” говорит о том, что в ней присутствует гармония между эмоциональным и семантическим компонентами. Зачастую, визуальная гармония делает изображение настолько приятным для восприятия, что этому не могут воспрепятствовать даже очевидные технические проблемы.

Анализируя фотографию с эмоциональной точки зрения, нужно попытаться отделить истинно подсознательные эмоции, вызываемые только изображением, от личных переживаний, особенно, если это касается ваших собственных работ. Например, портрет бывшей возлюбленной, которая Вас бросила, вряд ли будет радовать, хотя, объективно, он может быть очень неплохим. Или же наоборот, ничем не примечательная фотография скамейки в парке может вызывать бурю чувств, если на этой скамейке Вы впервые поцеловались. При этом, заметьте, по-настоящему разделить эти чувства с Вами может только один человек. Реакция остальных зависит исключительно от объективных критериев.

Важно понимать, что нередко определённый эмоциональный настрой фотографии создаётся нарушением тех, или иных технических норм: неправильной экспозицией, кадрированием, компоновкой кадра. Поэтому, на этапе эмоционального анализа, любые технические решения нужно рассматривать только в контексте уместности их эмоционального воздействия. Кроме того, нужно помнить, что в силу моментальности эмоционального восприятия, зритель начинает воспринимать смысловое содержание, уже находясь под воздействием вызванных фотографией эмоций. Таким образом, восприятие эмоционального и семантического компонента происходят в комплексе, и анализировать их по отдельности достаточно сложно. Вообще говоря, для получения правильного результата, анализ фотографии должен осуществляться одновременно по всем критериям. При этом, нужно стараться оставаться максимально беспристрастным, не позволяя личному отношению к событиям на фотографии, или к её автору, влиять на оценку.

Остался не рассмотренным композиционный анализ, но, во-первых, композиции будет посвящен отдельный курс, а во-вторых, анализом композиции и композиционным строительством мы занимаемся и будем заниматься постоянно. Поэтому в данной лекции мы его отдельно не рассматриываем.

ОШИБКИ ФОТОГРАФА

Давайте теперь немного повторимся, а заодно свяжем теорию с практикой. Ошибки фотографа и, как следствие, недостатки фотографии можно условно разделить на три группы:

Технические

Композиционные

- технические ошибки: четкость, резкость, насыщенность, контрастность... Основная причина подобных ошибок это недостаток профессионализма или элементарная неаккуратность - неправильно выбранная глубина резкости (ГРИП), некорректная экспозиция, отсутствие резкости там, где она необходима (плохая фокусировка, шевеленка), нарушенный цветовой баланс… такие ошибки видны сразу и, вообще говоря, легко устранимы. За исключением случаев невозможности выбора места и времени а, следовательно - световых условий… объективно непригодные (крайне сложные) для съемки световые условия. Например, существующие на отдельных участках кадра чрезмерный динамический диапазон или наоборот - чрезвычайно тонкие тональные переходы, которые неспособна адекватно зафиксировать камера;

- композиционные ошибки: неуравновешенность, невыразительность, отсутствие динамики и (или) перспективы, «замусоренность», потеря многоплановости… Эта группа сложнее - ошибки видны не все, не всегда, порой не сразу и причины здесь разнообразны. Во-первых, это объективная невозможность выбрать правильное время суток, точку съемки и ракурс, дающие возможность «выстроить кадр». Во-вторых, - субъективная неспособность (порой, простая лень) фотографа правильного скомпоновать кадр (скадрировать) из-за недостаточно развитого чувства композиции и неумения пользоваться элементами и средствами композиции для выразительного построения кадра. В-третьих - элементарная невнимательность - фотограф может не заметить какую-то деталь, наличие которой разрушает композицию, или придаёт изображению нежелательную двусмысленность. Зритель может быть в большей степени невнимателен, но обязательно заметит именно эту «неприятную» деталь. В-четвертых - самое сложное - недостаток опыта и воображения для того, чтобы понять как, преобразуется четырехмерная реальность, при переходе в фотографическую плоскость и как при этом изменится образ, столь явно «читаемый» в момент съемки;

- содержательные - самое важное - отсутствие мыслей и субъективизм - в среде живописцев бытует пословица: “Мы пишем то, что видим, а видим то, что знаем”. Личный жизненный опыт заставляет нас обращать больше внимания на вещи, наиболее близкие и понятные или субъективно интересные. Поэтому, какие-то структурные и смысловые детали в фотографии могут остаться незамеченными или «недооцененными», а какие-то, напротив - будут гиперболизированы. Кроме того, в процессе создания фотографии, автор неизбежно становится свидетелем, или участником событий, вызывающих эмоциональную реакцию - это часть личного опыта непосредственно связанная с частью содержания, которая могла не попасть в фотографию, но ассоциативно воспринимается автором. Таким образом, как мы уже не раз говорили, фотограф и зритель смотрят на фотографию по-разному и видят в ней разное.

Дата публикации: 13.03.2015

Этот урок будет особенно полезен начинающим фотографам, которые только недавно взяли в руки фотоаппарат. Часто радость от покупки фотокамеры быстро сменяется печалью от того, что снимки получаются не такими качественными, как нам хочется: то цвет не тот, то фото слишком темное, то не очень резкое… А бывает и так, что фотограф не может адекватно оценить качество собственных снимков, не замечая их очевидных недостатков. Происходит это в силу его неопытности или излишнего восторга от совершения первых шагов. Чтобы совершенствоваться в фотографии, нужно определиться, какие недостатки сейчас имеются на ваших снимках. Это поможет понять, к чему стремиться и что учитывать при будущих съемках.

Конечно, в контексте творческой фотографии любой огрех в качестве снимка может быть использован как художественный прием или выдан за таковой впоследствии. «Я так вижу!» Однако нарушает правила в свою пользу лишь тот, кто их хорошо знает и умеет получать технически грамотные снимки.

Давайте разберемся, на каких «трех китах» основывается техническое качество снимка и поймем, от каких настроек фотоаппарата они зависят.

Яркость снимка

Чтобы фотография хорошо выглядела и воспринималась зрителем, она должна быть не слишком яркой и не слишком темной. В большинстве ситуаций важно, чтобы на фото были переданы все детали - и в темных и в светлых участках.

Тёмный снимок.
Детали в темных участках неразличимы. На их месте просто черные пятна, «недосветы»

Слишком яркий кадр.
Детали в светлых участках потеряны. На их месте остались лишь белые пятна, «пересветы»

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.8, 1/200 с, 85.0 мм экв.

Говоря о яркости снимков, нужно упомянуть и о том, что фотограф часто может подходить к работе с яркостью творчески, например, создавая фотографии с силуэтами.

Nikon D5200 / 80.0-400.0 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/400 с, 450.0 мм экв.

Но это скорее исключение из простого правила: на качественной фотографии можно различить детали как в темных участках снимка, так и в светлых .

Какой получится фотография? Яркой или темной? За это отвечают параметры экспозиции - выдержка, диафрагма, светочувствительность . Именно комбинируя по-разному эти три параметра, фотографы добиваются той яркости фотографии, которая им нужна.

Даже когда мы снимаем в автоматическом режиме, за нас сам фотоаппарат настраивает три параметра экспозиции, самостоятельно определяя насколько светлым должен быть будущий кадр. Но камера не знает, что мы снимаем и какой яркости мы хотим получить результат. Поэтому автоматика фотоаппарата может ошибаться, особенно в сложных условиях: при съемке в темноте, при работе в контровом свете (например, когда фотографируем человека против солнца или напротив окна).

Безусловно, любой фотограф, должен знать, как настраивать параметры экспозиции: выдержку, диафрагму и светочувствительность. В данной статье мы рассмотрим самый простой способ регулировки яркости будущей фотографии. Если мы сделали пробный кадр и увидели, что снимок слишком темный или слишком светлый, воспользуемся экспокоррекцией. Внося экспокоррекцию, мы скажем фотоаппарату, насколько ярче или темнее нужно сделать кадр. В фотоаппаратах Nikon экспокоррекцией можно пользоваться в режимах P, A, S и М (в последнем случае - при использовании Авто-ISO).

Экспокоррекция настраивается на разных фотоаппаратах немного по-разному (лучше всего посмотреть в инструкции к вашей камере). Однако на дисплее ее внесение отображается примерно одинаково.

Резкость

Наш объект съемки должен быть достаточно четким, детализированным. Только в таком случае мы сможем в полной мере его разглядеть. Резкие снимки выглядят гораздо привлекательнее! Не обязательно, чтобы абсолютно все предметы на фото были резкими. Порой достаточно выделить резкостью лишь главный объект, акцентировав на нем внимание.

Резкость - вещь очень коварная. Не всегда дела с ней столь очевидны, как на верхнем примере. Небольшие огрехи с резкостью можно не заметить при просмотре изображений на дисплее фотоаппарата без увеличения. Сравним эти два изображения.

Глядя на эти два фото в таком маленьком формате, вы не заметите, что на самом деле одно из них не совсем резкое. Рассмотрим эти снимки в деталях. Что важнее всего в портретном снимке? Что мы должны выделить резкостью на портретном фото? Прежде всего лицо, глаза.

И этот небольшой недостаток резкости будет сказываться потом как при просмотре изображений на мониторе компьютера в более крупном формате, так и при печати. Поэтому, чтобы оценить в полной мере резкость изображения, лучше его рассматривать в полном масштабе, при полном увеличении.

Следите за тем, чтобы ваши снимки были достаточно резкими! Только в таком случае снимки будут максимально качественными, а те мегапиксели, которых так много в вашем фотоаппарате, не пропадут зря при создании нечетких снимков.

Какие параметры отвечают за резкость фотографии?

Фокусировка . Чтобы получить резкий кадр, необходимо сфокусироваться точно на снимаемом объекте. Современные фотоаппараты обладают очень продвинутыми системами автоматической фокусировки.

Камера может сама автоматически выбирать, по какой из точек фокусироваться. Но она может и ошибиться с выбором, сфокусировавшись очень точно, но не там, где вы хотели. Научитесь управлять точками фокусировки на своем фотоаппарате. Помните, что после фокусировки нельзя менять дистанцию между объектом съемки и вами, отходить подальше или приближаться даже на сантиметр: в таком случае фокусировка собьется, кадр будет нерезким.

Недостаток глубины резкости . Бывает, получается так: что-то на снимке оказалось резким, однако мы хотели взять в фокус гораздо больше предметов. Значит, нам не хватило глубины резкости. Особенно сильно нехватка глубины резкости чувствуется при съемке на светосильную или длиннофокусную оптику с близкого расстояния. О том, что такое глубина резкости и как ее регулировать, мы как раз недавно писали .

Если вкратце, то основной параметр, которым можно при съемке регулировать глубину резкости, - это диафрагма. Закрывая диафрагму, мы увеличим глубину резкости, открывая - уменьшим и сильнее размоем фон на фото.

Выдержка . Очень распространенный недочет, особенно у начинающих фотографов - смазанные кадры при съемке на слишком длинной выдержке. Иногда таким образом может смазаться какой-то быстро двигающийся объект: бегущий человек, едущий автомобиль. Такие вещи лучше снимать на выдержках покороче: чем быстрее наш герой - тем короче нужна выдержка. Например, чтобы на фото бегущий человек получился резко, его нужно снимать на выдержке короче 1/250с.

Но бывает и так, что в кадре быстрого движения нет, а он всё равно смазан. Обычно это происходит при фотографировании без вспышки в помещении, в темноте. Когда выдержка слишком длинная, начинают сказываться колебания камеры в руках фотографа, и кадр от этого смазывается. Это часто бывает, если пользоваться телеобъективами и снимать с сильным приближением, на максимальном зуме. Фотографы такой дефект называют «шевелёнкой».

Как избавиться от «шевеленки»? Есть два пути. Первый - укоротить выдержку. Этот вариант подойдет для съемки подвижных объектов. Второй - поставить камеру на штатив или надежную опору. Такой вариант подойдет только для съемки неподвижных сюжетов (пейзажей), люди будут получаться смазано из-за того, что они сами тоже двигаются. Выдержку регулируют в режимах S или М. Если мы работаем в других режимах, автоматика сама будет укорачивать выдержку, если поднять ISO, открыть пошире диафрагму. Выдержка всегда указывается на дисплее фотокамеры. Насколько нужно укоротить выдержку, чтобы не было «шевеленки»? Тут многое зависит от самого фотографа: от его физиологии, от того, насколько правильно и крепко он держит фотоаппарат. Несмотря на это, фотографы вывели два более-менее универсальных способа расчета максимальной допустимой для съемки с рук выдержки: простой и сложный.

  • «Простой способ» заключается в том, что для большинства случаев съемки с рук, выдержку не надо увеличивать сильнее 1/60 с. Это правило поможет получать более-менее резкие кадры почти во всех случаях съемки на китовых объектив. Однако, если у вас телеобъектив, то на максимальном зуме он потребует более коротких выдержек.
  • «Сложный способ» поможет для каждого конкретного съемочного случая рассчитать выдержку, которая застрахует от появления «шевеленки». Фотографы, исходя из собственного опыта, придумали формулу: максимально длинная выдержка при фотографировании с рук должна быть не более 1/(фокусное расстояние х 2). Допустим, фокусное расстояние нашего объектива 50 мм. Получается, значение максимальной выдержки будет 1/(50х2). То есть 1/100 с. Так что если выдержка у вас длиннее получившегося значения, лучше ее укоротить. А вот если мы снимаем на объектив с фокусным 20 мм, то эта формула даст нам другое значение: 1/(20х2)=1/40 с. Так что чем короче фокусное расстояние объектива, тем длиннее можно использовать выдержку. Отметим, что раньше обходились в этой формуле без двойки в знаменателе. Формула была такой: выдержка = 1/фокусное расстояние. Однако рост разрешения матриц фотокамер (в них всё больше мегапикселей) и переход на уменьшение матрицы формата APS-C, внесли свои коррективы в формулу.

Однако еще раз заметим, что эти правила не застрахуют от шевеленки на 100%: ведь при съемке может происходить что угодно. К примеру, если при съемке кадра резко дернуть камерой, то даже на самых коротких выдержках может появляться смаз. При фотографировании камеру лучше держать неподвижно, аккуратно, но сильно.

Так же в борьбе с шевеленкой очень сильно помогает технология оптической стабилизации изображения. Стабилизатор будет компенсировать дрожание камеры в руках. Таким образом можно фотографировать с рук на более длинных выдержках. Однако, оптическая стабилизация - не панацея. Она позволит лишь уменьшить вероятность появления смазанных кадров. В целом же фотографу по-прежнему придется следить за тем, чтобы при съемке с рук выдержка не удлинялась слишком сильно.

Как правило, модуль оптической стабилизации находится в объективе. Так что если у вас проблемы с шевеленкой, вам часто приходится снимать с рук при плохом освещении, то вы можете просто выбрать себе именно стабилизированный объектив. В случае с фотокамерами Nikon, такие объективы имеют в названии буквы VR (Vibration Reduction). Считается, что стабилизатор помогает фотографировать на выдержках на 3-4 ступени экспозиции длиннее. При работе со стабилизированным объетивом можно использовать вместо 1/60 с, выдержку в 1/5 с. Однако, на практике конечно не всё так радужно: хороших результатов при таких съемках удастся получить только опытному фотографу, который умело и крепко держит аппарат в руках. Начинающим же лучше снимать на дежурных выдержках, не удлиняя их лишний раз, понадеявшись на стабилизатор. Для новичка стабилизатор – средство подстраховки и защиты от случайного дерганья камерой при фотографировании.

Цифровой шум . Когда на снимке много помех - так называемого цифрового шума, это тоже не может не сказаться на резкости фотографии. За появление цифрового шума на фото почти полностью ответственен один из параметров экспозиции - светочувствительность. Закономерность проста: чем выше значение светочувствительности, с которым мы снимаем, тем больше шума появится на фото.

Цифровой шум. Изображение покрывается мелкими точками разной яркости и разного цвета, “рябью”. Проверять снимки на количество шумов, как и на точность фокусировки, стоит при 100% увеличении. По маленькому превью вы рискуете ничего не заметить.

Уровень цифрового шума у разных фотоаппаратов разный: многое зависит от матрицы, процессора. Но в целом закономерность проста: чем больше по размеру матрица фотокамеры и чем она современнее - тем шумов меньше.

Светочувствительность измеряется в единицах ISO. Минимальным значением в большинстве фотоаппаратов является ISO 100. При минимальном значении ISO мы получим максимально чистую картинку, без шумов. А вот ISO 6400 - уже очень высокое значение. При таком ISO на любой камере будут хорошо заметны цифровые шумы. Отчасти в борьбе с цифровым шумом помогает система шумоподавления: изображения становятся более гладкими, пригодными для печати большим форматом. Однако и тут не всё так просто: при работе «шумодава» снимок тоже может терять детализацию.